iramichailova (iramichailova) wrote,
iramichailova
iramichailova

Талант и эпатаж: как шокировала современников танцовщица Ида Рубинштейн






Ида Рубинштейн. Автор - Валентин Серов

Ида Рубинштейн. Автор - Валентин Серов




Имя Иды Рубинштейн хорошо знакомо всем, кто интересуется историей российского театра и танца. Обладая незаурядной внешностью и внушительным состоянием, эта увлеченная натура постоянно эпатировала публику смелыми выходками. Она учила древнегреческий, чтобы играть в пьесах, написанных Софоклом, в 20 лет не побоялась презентовать публике танец Саломеи, во время исполнения которого раздевалась донага, набравшись опыта - основала собственный театр, который по популярности соперничал с дягилевским. О себе говорила кратко: ни терплю ни микроба банальности…









Актриса и танцовщица Ида Рубинштейн

Актриса и танцовщица Ида Рубинштейн




Судьба Рубинштейн, как и многих талантливых людей, сложилась непросто. От природы она обладала незаурядной внешностью, которая в конце 19 века выглядела диковинно. Худая и высокая, она имела почти прозрачную кожу, ее лицо всегда было бледно, а кудри - черны, как смоль. Ида родилась в Харькове, но рано осталась без родителей, и ее взяли на попечение родственники в Петербурге. Там будущая звезда сцены получила прекрасное образование, выучила иностранные языки, увлеклась философией, стала посещать театры. Тогда-то и появилась мечта со временем блистать на сцене.



Актриса и танцовщица Ида Рубинштейн

Актриса и танцовщица Ида Рубинштейн




Благодаря тому, что от отца Иде досталось внушительное состояние, она могла себе позволить посещать драматические курсы, учиться танцу у лучших преподавателей. Ей даже удалось самостоятельно арендовать в Петербурге помещение для выступлений после того, как ее первые роли оказались провальными, и режиссеры отказывались приглашать ее в новые постановки. Так появился танец Саломеи (совместная работа с хореографом Фокиным и режиссером Мейерхольдом), который вызвал полярные оценки критиков. В финале на Иде не оставалось одежд, ее стан украшали лишь крупные бусы. После спектакля Станиславский отозвался об исполнительнице главной роли, как о бездарно голой танцовщице, а вот Ахматову танец увлек и вдохновил.



Актриса и танцовщица Ида Рубинштейн

Актриса и танцовщица Ида Рубинштейн




В целом, публика радушно принимала эксперименты Рубинштейн. На волне успеха она даже хотела дать гастроли во Франции, но родственники, не одобрявшие ее увлечений, упекли танцовщицу в лечебницу, чтобы лишить ее возможности уехать за рубеж. В больнице актриса провела год, потом ей все же удалось выбраться из заточения.



Ида Рубинштейн в образе Шахерезады

Ида Рубинштейн в образе Шахерезады




Жизнь Иды была полна ярких событий. Она путешествовала по дикой Африке, владела яхтой и аэропланом, отвергала поклонников, но собирала вокруг себя петербургский бомонд. Собрав собственную труппу, она исполняла главные роли в таких постановках, как "Елена Спартанская", "Дама с камелиями", "Персефона" и "Болеро". Она примеряла образ Настасьи Филипповны из "Идиота" Достоевского, а свою драматическую карьеру закончила пьесой "Жанна д`Арк".



Актриса и танцовщица Ида Рубинштейн

Актриса и танцовщица Ида Рубинштейн




Жизнь Иды Рубинштейн полностью изменилась с началом Второй мировой войны. Она спешно покинула Францию, опасаясь нацистской оккупации, и поселилась в Англии. Здесь, забыв о театральных амбициях, работала на благо армии - стала медсестрой в госпитале. Многие бойцы, которых ей удалось поставить на ноги, думали, что она всю жизнь была медиком.



Актриса и танцовщица Ида Рубинштейн

Актриса и танцовщица Ида Рубинштейн




Ида умерла в 1960 году от сердечного приступа, перед смертью она успела сделать распоряжения относительно того, чтобы, когда ее не станет, похороны прошли тихо и без пафоса. Ей больше не хотелось славы, она хлебнула ее сполна за годы актерской жизни.



Ида Рубинштейн в образе Саломеи

Ида Рубинштейн в образе Саломеи




На память об Иде Рубинштейн осталось множество фотографий и картин. Пожалуй, самое известное полотно написано Валентином Серовым. Когда-то Русский музей отбивался от нападок за то, что приобрел картину. Портрет обнаженной худощавой женщины с перстнями на пальцах ног Репин назвал "гальванизированным трупом", а Суриков - "безобразием", сегодня же красота и талант этой женщины вызывают затаенный восторг.

Tags: балет, история, ностальжи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments